Впервые в стоматологической практике микроскоп был применен в 1992 году в одной из клиник США. В первую очередь его стали использовать врачи-эндодонты для проведения процедур лечения и чистки зубных корневых каналов. С тех пор прошло чуть более 20 лет, однако границы применения микроскопа в стоматологии существенно расширились. К примеру, сегодня его уже используют и при лечении кариеса. Как сказал один из основателей данного метода, американский стоматолог Гари Б. Карр, «врачи не могут лечить того, чего не видят».

Основные преимущества применения микроскопа в стоматологии

• Благодаря увеличенному изображению врач-эндодонт может лучше и точнее контролировать прохождение инструментов по каналу зубов. Это позволяет эффективнее очищать корневые каналы.
  • Становятся заметны все мелкие детали (перешейки, трещины, перфорации) и особенности анатомического строения канала, что, как правило, при обычных методах лечения остаются незамеченными, из-за чего часто возникают осложнения.
  • Исключается риск развития осложнений, связанных с недолеченными, негерметично закрытыми и недопломбированными каналами. Ведь диаметр корневого канала редко превышает значение в 1 мм, а если учесть, что они часто разветвляются и изгибаются, то актуальность применения микроскопа становится достаточно высокой.
  • В обычной практике стоматолог действует «наощупь», а с применением микроскопа все движения становятся максимально точными и уверенными, благодаря чему улучшается качество работы и уменьшается время посещения врача.
  • В процессе работы доктор больше не удаляет здоровые ткани, когда вычищает пораженную кариесом область, как это было в «эру без микроскопа». Благодаря этому объем полости под пломбу становится в 3–5 раз меньше, чем обычно.

Применение микроскопа в стоматологии позволяет не только бороться с различными осложнениями, возникающими после пломбирования зубов, но и существенно снижает общую статистику удаления зубов. Ведь очень часто негативные явления возникают по причинам незамеченных пустот в пломбах, перфораций в зубных каналах, естественных ответвлений каналов, неплотного прилегания пломб и т. п. Все это исключается с применением микроскопа в процессе лечения.

Применение микроскопа в терапевтической стоматологии

В наши дни оптические микроскопы широко используются в лечении кариеса. Возможности такого подхода позволяют выявить процессы разрушения на ранних стадиях и сразу предупредить их развитие. Также микроскоп дает возможность обнаружить нарушение прилегания пломб и появление кариеса между зубами.

Как происходит лечение

Сегодня оптический микроскоп соединяется с видеокамерой и монитором, благодаря которым врач может без затруднений выполнять сложные стоматологические процедуры. При этом специалист наблюдает за процессом в окуляр, находясь на определенном расстоянии от пациента, а не склоняется над ним, как это происходит при традиционном лечении.

Согласно проведенным опросам, такой подход в лечении создает более благоприятный психологический климат, благодаря чему у посетителей стоматологической клиники снижается или вовсе исчезает страх перед лечением зубов (дентофобия).

Почему микроскоп применяется лишь в некоторых клиниках

Несмотря на то, что использование в стоматологии оптического микроскопа обеспечивает широкий врачебный потенциал, далеко не каждая клиника (даже столичная) имеет такое оборудование. Этому есть несколько причин.

1. Не каждый врач владеет техникой лечения с помощью микроскопа. Для этого необходимо получить соответствующую квалификацию, получить навыки работы с оптическим оборудованием и специальными инструментами. Даже движения рук во время такой процедуры значительно отличается от аналогичных действий во время традиционного лечения.
  2. Приобретение стоматологического микроскопа и необходимого для него технического оснащения и инструментов требует немалых финансовых вложений.

Стоматологи нашей клиники осуществляют лечение зубов с помощью уникального микроскопа американской фирмы Labomed. Прибор обладает 6-уровниевой системой увеличения, бестеневой подсветкой и регулировкой угла зрения.

Большая часть наших сотрудников прошла необходимое для работы с микроскопом обучение. Доктора имеют должную квалификацию и обширную практику, что подтверждается наличием соответствующих дипломов и сертификатов.